О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ 'ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО', 'ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО'
И 'ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО' И ВЕЩНЫХ ПРАВАХ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Вопросы разграничения отраслей законодательства и отраслей права.
Вещное право - подотрасль гражданского права, источником которой являются различные нормативно-правовые акты. Составляя сферу регулирования гражданского права, вещные отношения испытывают воздействие норм других отраслей права - охранительных, управленческих. Это воздействие может выражаться, например, в форме защиты субъективных вещных прав, превентивного влияния на поведение субъектов права (уголовное, административное право), в регулировании возможных распорядительных действий органов публично-правовых образований в отношении объектов вещных прав иных лиц. Исследуя проблемы соотношения системы и отраслей права, с одной стороны, и системы и отраслей законодательства, авторы работ в области общей теории права и отраслевых правовых наук приходят, как правило, к выводу о них как однопорядковых, но не тождественных системах, выражающих, соответственно, структуру содержания и формы позитивного права. Формой выражения гражданско-правовых норм является гражданское законодательство. Входящие в гражданское законодательство нормативно-правовые акты имеют комплексную межотраслевую природу, поскольку содержат не только гражданско-правовые нормы. Этот вывод относится и к Гражданскому Кодексу РФ, содержащему процессуальные (например, в п. 1 ст. 162 ГК РФ), административные нормы (в ст. 242, 243 ГК РФ, например).
Он подтверждается также содержанием п. 2 ст. 3 ГК РФ, в соответствии с которым даже ГК РФ не относится в полной мере к гражданскому законодательству - только то в нем, что содержит нормы, регулирующие отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ. С этой же мерой следует относиться к другим федеральным законам, дополнительно учитывая правоположение, содержащееся в ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ: нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.
Статья 71 Конституции РФ относит гражданское законодательство к предмету ведения исключительно Российской Федерации. При этом в качестве самостоятельного предмета правового регулирования ст. 71 Конституции РФ называет интеллектуальную собственность таким образом, будто правое регулирование интеллектуальной собственности никак не связано с гражданским правом и гражданским законодательством. Одновременно статьей 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению России и субъектов Российской Федерации, хотя одна часть его - гражданское законодательство и гражданское право, а другая - административное право, в отношении которого есть специальные указания в той же ст. 72 Конституции РФ. К предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит ст. 72 Конституции РФ 'Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами' и 'земельное законодательство'.