Если вы сейчас заинтересованы в обучении по нашей методике, то обращайтесь к Александре Ширяевой для индивидуальных занятий, а также корпоративного обучения. Также, вы можете задать Александре все интересующие вопросы по методике обучения.

 

Следите за новостями на сайте и в социальных сетях - мы сразу сообщим о возобновлении работы наших курсов, как появится такая информация.

          

Работа с ограничивающими убеждениями.
(Из книги "Now Let's Play English")

Перед Вами стоит важнейшая задача - сделать выбор: либо Вы примете решение сыграть свою симфонию успеха, где Вы станете дирижером, либо предпочтете унести с собой в могилувсю свою музыку, которая потенциально существует в Вашей душе, но так и останется
несыгранной, и которую так никто и не услышит.
Колин Тернер


В этой главе вы узнаете о том, как важно создать мощную систему поддержки для успешного обучения иностранному языку в виде системы позитивных убеждений и преодолеть те, которые ограничивают познание. Еще Альберт Энштейн, размышляя о силе человеческих убеждений, говорил: "Каждый из нас заключен в тюрьму собственных идей!" В окружающем мире нет проблем, особенно для того, чтобы овладеть чем-либо: они заключены в умах людей!

С детства и в течение жизни мы формируем убеждения, которые появляются вследствие личного опыта и, особенно благодаря родителям, учителям, значимым людям, предписывающим нам что-либо делать или запрещающим определенные действия. Выступая своего рода шлагбаумом во внутреннем опыте, убеждения являются ограничивающими или поддерживающими структурами. Поддерживающие убеждения помогают развить успешные стратегии в той или иной области человеческой деятельности. При изучении иностранного языка с их помощью можно быстро прийти к поставленной цели: "Я способный к обучению", "Я быстро обучаюсь иностранным языкам", "У меня хорошая память", "Я легко запоминаю иностранные слова", "Я свободно общаюсь на иностранном языке, даже если говорю с ошибками". Ограничивающие убеждения, наоборот, часто являются самым главным препятствием в обучении: "У меня нет способности к языкам", "Лично у меня не получится", "Иностранный язык - это очень сложно", "У меня в семье никто не знает иностранный язык, значит, и мне не дано" и т.д. К сожалению, полученные в детстве негативные стереотипы мышления могут препятствовать и освоению иностранного языка во взрослом возрасте, действуя на глубинном бессознательном уровне.

Они работают как самореализующиеся пророчества и определяют наше поведение. Действия человека, который верит, что быстро обучается иностранным языкам, существенно отличаются от того, кто считает, что у него нет языковых способностей. У них по-разному будет проявляться активность обучения на языковых курсах, при подготовке к экзаменам, приеме на работу, в общении с людьми, говорящими на иностранном языке, действиях за границей.

Почему люди годами изучают английский язык, многие прекрасно знают грамматику английского языка, у большинства словарный запас больше, чем у некоторых носителей языка, многие свободно читают и переводят английские тексты, но так и не говорят по-английски?

Практика показала, что основной причиной является языковой барьер, которому способствуют два ограничивающих убеждения:

  1. Если я буду говорить с ошибками, то обо мне плохо подумают.
  2. Я боюсь, что меня не поймут.


Давайте рассмотрим ряд ограничивающих убеждений.


Если я буду говорить с ошибками, то обо мне плохо подумают.


Если общение на иностранном языке, даже на "ломаном", осуществляется только благодаря вашим знаниям английского, то ваш партнер будет рад этому.

Любой человек, который начинает общаться с вами, в первую очередь, обращает внимание на то, как вы к нему относитесь, на истинное желание общаться с ним. И если он действительно увидит искренность в ваших глазах, то сделает все возможное, чтобы продолжить общение. Тогда и вы забудете про языковой барьер и ошибки, потому что достигнете понимания на более глубоком уровне, - вы будете говорить и понимать главное.

Позволить себе ошибаться - значит начать обучение, занять открытую позицию в общении с другим человеком, принять его. Тогда он никогда не подумает о вас плохо, а скорее наоборот.



Не бойтесь ошибок! Не ошибается тот, кто ничего не делает. И если ваши действия наполнены любовью и мудростью, то мир простит вам ошибки, потому что это не ошибки, а творческие шаги на пути к успеху.
Анатолий Некрасов.



А что же делать, если страшно? Как бороться со страхом?

Прежде всего, со страхом не нужно бороться. Важно признать его и переформировать связанную с ним негативную энергию в позитивную. Когда страшно, понаблюдайте за собой, ощутите свои эмоции в теле.

В какой части тела расположен страх?

Каковы его характеристики: сила давления, размеры, связанные с ним внутренние образы (например, форма и цвет)?

Просто наблюдайте за собой.

Если вы будете убегать от страха, то он постоянно будет преследовать вас, вырастая еще больше. Если вы начнете самонаблюдение, то, таким образом, лишите страх силы, и он изменится, предоставляя вам еще большие возможности для творчества, самовыражения, достижения успеха.

Боюсь, что меня не поймут.

При коммуникации информация осуществляется двумя способами: вербально (при помощи языка) и невербально (при помощи языка тела, интонаций и подтекста). Наукой доказано, что 82% информации передается при помощи языка тела: положение тела, жесты, голос и т.д.

Практически у каждого человека, выезжавшего за границу, не знающего иностранного языка, в запасе имеется несколько историй, когда он общался с иностранцами и понимал их. Поэтому пробуйте, общайтесь, помогайте себе жестами, голосом, делайте ошибки, рискуйте.

Рискни всем, ради участия! Если ты хочешь узнать, что такое танец, не ходи и не смотри на танцора - научись танцевать, стань самим танцем. Если хочешь узнать что-нибудь - участвуй. Это истинный и правильный путь, подлинный путь к тому, чтобы что-то узнать.
ОШО.

Я считаю, что не способен к изучению иностранных языков.

Нередко меняя преподавателей, курсы, люди постоянно доказывают себе, что выучить английский язык невозможно. Делают это они, для того чтобы впоследствии себе сказать: "Я так и знал!" - лишний раз подчеркивая собственную правоту.

Вы часто доказывали себе и убедились, что старые методы не работают. В этом смысле вы правы! Пора сделать еще один шаг, принять новое решение и начать действовать принципиально иначе, используя новые способы и стратегии обучения.

Некоторые убеждения похожи на старые ботинки, которые стоит выбросить. В любом случае, когда ребенок надевает новые туфли, какое-то время они служат ему, в них очень удобно. Но, когда он подрастает, туфли становятся малы, и, следовательно, необходимо покупать другие.




Когда что-то в тебе говорит: "Ты не художник", - тотчас же начинай писать: только таким путем ты принудишь к молчанию этот внутренний голос… "Я не художник", - как можно так жестоко отзываться о самом себе? Разве нельзя стать терпеливым, разве нельзя научиться терпению у природы, видя, как все растет? Можно ли считать себя настолько мертвым, чтобы допустить, что ты никогда не будешь расти?.. Я говорю все это для того, чтобы объяснить, почему разговоры о том, одарен ты или нет, кажутся такими глупыми.
Адамат ибн Хоттаб


Измените свои ограничивающие убеждения

1. Сформулируйте ограничивающее убеждение. Например:

я не могу общаться по-английски с людьми, которые владеют языком лучше меня.

2. Попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Кто это говорит?
  • Как вы поняли, что это является правдой?
  • Нужно ли вам это ограничивающее убеждение?
  • Помогает ли оно вам в жизни?
  • Улучшает ли оно обучение?
  • Есть ли в этом убеждении какая-то позитивная цель или ценность, которую вы хотели бы сохранить?

 

3. Найдите человека с противоположным убеждением, что его от вас отличает?

4. Попробуйте найти противоположные высказывания своему ограничивающему убеждению по аналогии:

  • Многие, наоборот, стремятся поговорить с более опытными людьми, чтобы попрактиковаться и научиться чему-то новому.
  • Это все равно что сказать: "Я не буду тебя угощать своим пирогом, так как ты печешь лучше меня".
  • Теперь ты будешь общаться только с теми людьми, кто говорит хуже тебя?
  • А если с вами заговорит человек с более низким уровнем английского языка, означает ли это, что он недостоин общения с вами?
  • Я и не думал, что разговор по-английски может повлиять на ваши взаимоотношения с людьми.
  • Людям, практикующим вождение автомобиля, рано или поздно придется выезжать на общую трассу.
  • Если вы боитесь общаться по-английски, значит, вам важно мнение людей о вас. Я думаю, что есть еще много других критериев, по которым они сформируют свое мнение.
  • А не важнее ли получить удовлетворение от языковой практики?
  • Вы вообще не общаетесь с людьми, которые делают что-то лучше вас?
  • Что вы ставите под угрозу, когда общаетесь по-английски с теми, уровень которых выше вашего?
  • Такие убеждения приводят к тому, что человек может перестать практиковаться говорить по-английски, так и не заговорив на нем.
  • Таким образом, вы лишаете себя возможности совершенствования разговорной практики, которая может помочь вам продвинуться вперед не только в знании английского языка, а также в других областях.
  • Я думаю, вы можете вспомнить массу случаев, когда делали что-то лучше, чем другие люди, и они относились к этому спокойно.

 

5. Подумайте, почему во всех культурах мира есть поговорки, противоположные друг другу по смыслу?

  • Большому куску рот радуется.
  • Большим куском можно подавиться.
  • Без труда не выловишь рыбку из пруда.
  • Лень - двигатель прогресса.

 

Какая из этих поговорок справедлива?

Может, дело не в поговорках, а в том, во что верит каждый из нас?

6. Подумайте, что было хорошего в старом убеждении, как оно помогало вам бездействовать, ничего не делать?

Сформулируйте новое убеждение. Чем вам оно помогает?

7. Ответьте на следующие вопросы относительно своего ограничивающего убеждения по аналогии:

  • Что случится, если вы будете общаться по-английски с людьми, которые владеют языком лучше вас?
  • Что случится, если вы не будете общаться с такими людьми?
  • Чего не случится, если вы будете общаться по-английски с людьми, которые владеют языком лучше вас?
  • Чего не случится, если вы не будете общаться с этими людьми?

 

Мы предлагаем вам прочитать ряд притчей и короткую пьесу. Подумайте, как они связаны с убеждениями людей?

Притча про Насреддина

Жестокий и невежественный правитель сказал Насреддину:

- Я повешу тебя, если ты не докажешь мне, что действительно обладаешь тем глубоким восприятием, которое тебе приписывают.

Насреддин сразу же заявил, что может видеть золотых птиц в небесах и демонов подземного царства. Султан спросил его:

- Как же ты можешь делать это?

- Кроме страха, для этого ничего не нужно, - ответил Мулла.

Притча про Насреддина

Хочу невозможного

Ходжа Насреддин обратился к толпе со словами:

- Люди, хотите ли вы знание без преодоления трудностей, истину без заблуждения, достижение без усилия, продвижение вперёд без жертвы?

Все закричали: "Хотим, хотим!"

- Чудесно, - сказал Насреддин. - Я тоже хочу, и если я когда-нибудь узнаю, как это сделать, то с удовольствием сообщу вам.


Индийская притча

Наберись смелости - сделай попытку


Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

- О вы, подданные мои, - обратился к ним царь. - У меня есть для вас очень трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку - такому большому, какого еще никто никогда не видывал.

- Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его? - спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут его открыть. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу.

Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его рассматривать и ощупывать, затем пытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его.

О чудо, замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Надо было только попытаться понять, в чем дело, и смело действовать. Тогда царь объявил:

- Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.

 

Мало знать свои собственные ограничивающие убеждения и способы их изменения. Более важно замечать поддерживающие обучение убеждения у себя и других людей. Познакомьтесь с наиболее распространенными поддерживающими убеждениями с точки зрения обучения английскому языку:

  • Быстрое овладение иностранным языком в большей степени зависит от желания его выучить. Если вы до сих пор его не знаете, значит, не очень-то и хотелось.
  • Чем больше позволяешь себе ошибаться, тем быстрее продвигаешься в овладении иностранным языком.
  • Если у меня до сих пор не получилось выучить английский язык, то, возможно, те методы, которые я применял(а) раньше, не эффективны.
  • Если человек говорит на родном языке, то он способен выучить любой другой язык.
  • Если идти от простого к сложному, то незаметно можно достичь любых вершин.
  • Чем больше вы направляете фокус внимания на то, что получилось, тем быстрее вы продвигаетесь к цели.
  • Если на каком-то этапе изучения языка вы поняли, что вам предстоит получить гораздо больше знаний и навыков, чем вы ожидали, то можете себя поздравить: вы движетесь в верном направлении.
  • Для того чтобы хорошо овладеть тем или иным навыком (понимание иностранной речи на слух, разговорная речь, произношение), то этому навыку необходимо уделять больше внимания.
  • Если вы настойчивы в достижении цели, то окружающий мир поможет вам.
  • Преодолев ту или иную трудность в изучении языка, вы получите еще больше сил для продвижения к цели.
  • Изучать английский язык интересно.
  • Каждый шаг, сделанный в направлении к цели, приближает вас к ней.
  • Для того чтобы считать себя способным в чем-то, иногда достаточно себе в этом признаться.

 

Замечательно, если ваши поддерживающие убеждения относительно овладения английским языком связаны с жизненными целями и эффектами от их реализации, например:

  1. Имея навыки общения на английском языке, я могу разговаривать с любым англо-говорящим человеком.
  2. Люди, владеющие иностранным языком, имеют качественно другой уровень свободы в профессиональной деятельности и возможности карьерного роста.
  3. Находясь за границей, у меня увеличивается свобода взаимодействия с людьми в различных жизненных ситуациях.
  4. Зная английский язык на необходимом уровне, я могу зарабатывать больше денег.
  5. Владеть иностранным языком престижно.
  6. Каждый современный человек должен владеть иностранным языком.
  7. Я уже нахожусь на таком уровне осознания, что могу позволить себе вкладывать время и финансы в интеллектуальное развитие.
  8. Имея навыки общения на английском языке, я могу выйти замуж (жениться) за иностранца.
  9. Зная английский язык, я могу понимать слова иностранных песен и подпевать.
  10. Владея английским языком, я могу читать иностранные книги в оригинале.
  11. Владея английским языком, я могу смотреть фильмы без перевода.
  12. Только сильный, творческий, целеустремленный человек может выучить иностранный язык.
  13. Для познания обычаев и нравов какого-либо народа, необходимо прежде всего изучить его язык.
  14. Изучение иностранных языков развивает ум, гибкость, способность понимать другого человека.
  15. Знание английского языка сделает мою жизнь богаче, ярче, интереснее.

 

Выберите несколько наиболее важных для вас пунктов и сформулируйте свои собственные по аналогии. Помните, что подобного рода позитивные убеждения сильно влияют на вашу мотивацию.

Из книги А. Плигина, И. Максименко "Now Let's Play English" , издательство Санкт-Петербург "Прайм - ЕВРОЗНАК", Москва, "ОЛМА-ПРЕСС", 2005.