В этой главе вы узнаете, как правильно формулировать цель, чтобы разум стал "несвободным" от ее невыполнения! Прежде чем начать обучение, важно уяснить для себя, какого уровня вы хотите достичь в освоении английского языка. Особенно полезно определиться с тем, какие навыки вы ожидаете развить и где конкретно собираетесь применять полученные знания. Вы научитесь видеть, на каком этапе вы находитесь в обучении; будете знать, что делать, если поймете, что движетесь к цели медленно; и, наконец, разовьете навыки быстрого завершения процесса и фиксации результата. С одной стороны, изучение иностранного языка - это процесс, который может сопровождать вас всю жизнь, а с другой - любое качественное обучение - это цепочка целей, которые необходимо превратить в конкретные результаты! Именно поэтому мы решили познакомить вас с удивительной моделью Т.О.Т.Е.
Ее разработали психологи (К. Прибрам, Дж. Миллер, Ю. Галантер), которые хотели сделать управление нашей деятельностью более эффективным.
Итак, аббревиатура Т.О.Т.Е. означает:
Когда человек не знает,
к какой пристани он
держит путь,
для него ни один
ветер не будет попутным.
Сенека.
Для успешного овладения английским языком в начале обучения важно четко определить первый рубеж роста или планку, которую вы хотите достичь.
Мы называем это Тестом 1 (Test1).
Т1 - как звучит ваша цель.
Например:
Помните: чем конкретнее вы сформулировали цель, тем больший шанс она имеет на реализацию. С психологической точки зрения это означает следующее:
Чтобы дойти до цели, надо идти.
О. Бальзак.
Как только вы определились с целью, необходимо понять, что вы будете делать для её достижения.
В моделт Т.О.Т.Е. это называется Операциями (Operations).
О - что для вас значит обучаться английскому языку?
Например:
Сначала напишите возможные действия, а затем постарайтесь выстроить их в наиболее эффективную последовательность.
Самый медлительный человек,
не теряющий из виду своей
цели, все же проворнее
того, кто блуждает без цели.
Г. Пессинг.
Через некоторое время после обучения происходит следующее сравнение: чему вы уже научились - Тест2 (Test2) с желаемым результатом - Тест1 (Test1). На этом этапе могут встретиться трудности и ситуации, требующие решения. Как бы вы хотели на них реагировать?
Т2 - как вы узнаете, что движетесь в выбранном направлении?
Например:
Только когда мы
приходим к цели,
мы решаем,
что путь был верен.
П. Валерн.
На этом этапе вы принимаете решение - заканчивать процесс продвижения к намеченной цели или продолжить ее. Если цель достигнута, то можно переходить к достижению следующей планки изучения английского языка, которую вы для себя определяете сами.
Например, если первая ваша цель Т1 - научиться читать адаптированную английскую литературу, то, возможно, следующая планка - это научиться читать неадаптированную английскую литературу. Если вы не достигли цели, то можно ее преобразовать или изменить способы ее достижения, сделать более конкретной.
Итак, заключительный этап называется Выход (Exit) - E.
E - как вы поймете, что достигли результата?
Например:
Прочитайте предлагаемую нами индийскую притчу и определите, к какой части модели Т.О.Т.Е. она относится:
Дрона был великим мастером стрельбы из лука и обучал этому многих людей. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.
Один ответил:
- Я вижу дерево и мишень на нем.
Другой сказал:
- Я вижу ствол дерева, листву, солнце, птиц на небе...
Остальные отвечали примерно то же самое.
Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
- А ты что видишь?
- Я не могу видеть ничего, кроме мишени, - последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным ученикам и сказал:
- Только такой человек может стать попадающим в цель.
Для того чтобы ваше обучение английскому языку было эффективным, предлагаем вам заполнить таблицу для работы с вашей целью:
Т.О.Т.Е. для работы с целью
1. | Как звучит ваша цель? (формулировка цели) |
|
2. | Что вы будете делать для достижения вашей цели? |
|
3. | Шаг №1 |
|
4. | Шаг №2 |
|
5. | Шаг №3 |
|
6. | Как вы узнаете, что движетесь в выбранном направлении? |
|
7. | Что вы будете делать, если что-то будет происходить не так? |
|
8. | Как вы узнаете, что достигли цели? |
Перед тем как начать обучение, предлагаем вам заполнить простой тест для самоанализа вашей компетенции"Колесо успеха".
При изучении иностранного языка для самостоятельного контроля овладения теми или иными навыками мы рекомендуем использовать метод, который называется "Колесо успеха". Например, начав обучение на курсах, участники по десятибалльной шкале оценивают свои навыки (если они были) по каждому виду деятельности. 10 баллов - предполагаемая планка, которую они хотят достичь, например, через один или три месяца обучения. Затем учащиеся соединяют между собой все точки, которые они поставили на прямых линиях. Получилось колесо, которое необходимо усовершенствовать. Учащиеся могут наглядно видеть те области, на которые нужно обратить больше внимания, для того чтобы колесо имело как можно более правильный вид.
Колесо успеха
Нам нравится следующая метафора: колесо по дороге жизни катится успешно, если оно имеет ровную и округлую форму! У некоторых людей оно почему-то квадратное! Может быть, поэтому и такой угловатый успех?